Осталось несколько действий с накладными и первичная настройка будет завершена.
В главном окне перейдите: «Работа с накладными» => «Накладные поставщиков».
В открывшемся окне отображаются все накладные поставщика, которые вы сохранили в программе. Для удобства накладные разделены на 3 списка: «Все накладные», «Накладные с товарами в пути» и «Проблемные накладные». При открытии окна по умолчанию отображаются накладные, которые еще не поступили на склад КЕ.
Какие накладные поставщика необходимо сохранить в программе на этом этапе зависит от того, есть ли у вас товары со сроком годности.
1. Если у вас нет товаров со сроком годности, то для правильного расчета закупок и удобного контроля за остатками достаточно сохранить только те накладные поставщика, которые уже оплачены, но еще не поступили на склад КЕ.
2. Если у вас есть товары со сроком годности, то помимо уже оплаченных, но еще не поступивших на склад КЕ накладных, также нужно сохранить накладные, в которых содержатся товары со сроком годности, которые еще не распроданы. Это позволит вам также отслеживать просрочку.
Есть два способа создать накладную. Самый простой – это скопировать данные из накладной поставщика в формате excel. Если ваш поставщик предоставляет такие накладные, то первым делом нужно убедиться, что в накладной есть уникальный код поставщика для каждого товара. Это может быть штрих-код или внутренний код товара, который поставщики используют в своих программах учета. Без этого кода накладная для нас бесполезна и можно переходить ко второму методу ввода. Обратит внимание, многие поставщики, работающие с накладными, могут по запросу прислать накладную со штрих кодами или своими кодами. Уточните эту возможность у своих партнеров.
И так, нам повезло, у нас есть накладная поставщика, в формате excel, с некими уникальными кодами для каждого товара. Теперь в окне «Накладные поставщика» нажмите кнопку «Новая накладная», в открывшемся списке нажмите на пункт «Создать новую накладную из файла Excel».
В открывшемся окне заполните: номер накладной, дату накладной, выберите поставщика. Ниже выберите один из вариантов: «товар еще в пути», то есть товары из этой накладной еще не поступили на клад КЕ или «Товар уже на складе». Если часть товаров уже на складе, а часть еще хранятся у вас нужно выбрать «Товар еще в пути».
Приступаем к копированию данных из накладной. Нас интересуют только 6 столбцов: Код товара (штрих код или уникальный код), наименование товара, количество, цена, сумма, дата изготовления (если актуально). Перенос выглядит следующим образом: в программе вы выбираете информацию из какого столбца сейчас будете копировать, переходите в накладную, выбираете содержимое нужного столбца и копируете его, возвращаетесь в программу, нажимаете кнопку «Вставить из буфера обмена», данные отобразятся в таблице ниже. Убедитесь, что данные скопировались полностью и находятся в нужном столбце. Если совершили ошибку, скопируйте данные из накладной поставщика более внимательно и нажмите кнопку «Вставить из буфера обмена» еще раз, данные в столбце перепишутся. После этого отмечаете следующий тип информации и повторяете всю процедуру, пока не заполните нужные столбцы.
Иногда накладные состоят из нескольких листов. В таких накладных не получается скопировать всю нужную информацию из столбца за один раз. В таком случае выберите режим «добавить в конец колонки» и копируйте столбцы на каждой странице по отдельности. В этом режиме при нажатии кнопки «Вставить из буфера обмена» данные в колонке будут не перезаписываться, а дополняться новыми.
После того как заполните всю нужную информацию нажмите кнопку «Сохранить накладную».
Если поставщик не предоставляет накладные в подходящем формате, можно использовать альтернативный метод ввода. В окне «Накладные поставщика» нажмите кнопку «Новая накладная», в открывшемся списке нажмите на пункт «Создать новую накладную из списка товаров». В появившемся окне нужно заполнить номер накладной, дату накладной и выбрать поставщика. Если у поставщика нет «накладной» в классическом понимании, номер накладной можно заполнить произвольно, главное, чтобы он был уникальным. При попытке создать накладную с повторяющимся номером появится предупреждение об ошибке.
В таблице ниже отобразятся все товары выбранного поставщика, которое сохранены у вас в справочнике.
Теперь вам нужно открыть накладную поставщика (в бумажном виде, переписка в чате, файл с заказом и т.д.), найти все нужные товары в таблице программы и напротив нужных позиций проставить количество закупленного товара. Чтобы дополнительно сократить список товаров, можно выбрать нужный магазин и бренд. Поиск по товарам происходит с учетом выбранного поставщика, магазина и бренда, а не по всем товаром из справочника. По умолчанию цена закупки берется из последней сохранённой накладной поставщика. После сохранения накладной цену можно будет изменить. Чтобы увидеть только те позиции, по которым вы уже указали количество, поставьте галочку в поле «Показать только заполненные строки». Чтобы вернуться в режим заполнения накладной уберите эту галочку. После того как введете все нужные позиции, нажмите кнопку «Сохранить накладную». Этот метод создания накладной будет использоваться нечасто, так как даже если ваш поставщик не использует накладные, при планировании закупок накладная в программе будет формироваться автоматически.
Таким образом вам нужно ввести все актуальные накладные. После этого вернитесь к окну «Накладные поставщиков», список «Накладные с товарами в пути». Здесь отобразятся все накладные поставщиков, которые вы только что сохранили. Каждую накладную можно открыть двойным щелчком левой кнопки мыши. Если у вас есть накладные, которые вы создавали через окно «Создать новую накладную из списка товаров», и вам нужно изменить в них цену закупки, то откройте накладную, дважды щелкните левой кнопкой мыши на цене, которую хотите изменить, введите актуальную цену и нажмите Enter. Измените цены везде, где это необходимо.
Теперь нам нужно выбрать правильный статус у накладных. Переходим в окно «Накладные поставщиков», на нужной накладной нажимаем правой кнопкой мыши, в появившемся меню выбираем пункт «Статус накладной». В открывшемся окне отображаются 6 статусов:
Проблемная – статус для накладных, в которых есть ошибки. Как с ним работать разберем позже.
Новая (Проект) – новая накладная, которая создана либо при планировании закупок, либо в окне «Создать новую накладную из списка товаров». Подразумеваются, что в ней могут быть неточности по количеству и ошибки в цене закупки. Перед тем как изменить ее статус на «Новая», нужно устранить все ошибки.
Новая – это накладная, которую вы согласовали с поставщиком и оплатили, но товары еще не дошли до вас. По этой накладной мы будем сверять поставку, поэтому она должна полностью соответствовать тем товарам, которые вы оплатили по договору.
Подготовка – эти накладные уже хранится на вашем складе и готовятся к отправке в КЕ.
Отправлено на КЕ – эти товары отправлены в КЕ, но еще не приняты на складе.
На складе – эти товары приняты на склад КЕ и поступили в продажу.
Присвойте всем созданным накладным актуальный статус. Если в накладной одновременно присутствуют товары, которые хранятся у вас, и товары, уже поступившие на склад – выберите статус «Отправлено на КЕ» и добавьте соответствующий комментарий к накладной. Чтобы оставить комментарий, на нужной накладной нажмите правой клавишей мышки, в контекстном меню выберите пункт «Изменить комментарий», в появившейся строке введите свое примечание и нажмите ОК. Подробную работу с этими накладными разберем в следующем пункте.
В дальнейшем вы будете вносить в программу все накладные поставщиков сразу поле того, как оплатили партию. Это позволит вам отслеживать каждую единицу товара от момента покупки, до момента поступления на склад КЕ. Новые закупки будут рассчитываться с учетом всех уже оплаченных товаров. А также вы сможете быстро отслеживать ошибки на этапе работы ЦПТ и приемки товаров на склад КЕ.